«У нас химик по образованию ведет и химию, и географию, и биологию». Как школы ищут учителей за неделю до 1 сентября

Боль • редакция KYKY

Зарплата учителя в июне — 1853 рубля — лишь немного уступает средней зарплате в стране. Тем более странно, что в банке вакансий за неделю до начала учебного года около 700 предложений для учителей с зарплатами ниже пенсий (сегодня 660 рублей) и не выше порога в 1000 рублей. Журналист KYKY без проблем устроился учителем сразу в восемь школ. Но чтобы получить «среднюю учительскую зарплату по Белстату» вам придется брать несколько ставок (иногда по разным предметам), классное руководство, факультативы, рассчитывать на премии…. Но не волнуйтесь, наши учителя походу обладают такими «средними» суперспособностями

За час восемь предложений о работе хоть завтра. Как KYKY устраивался учителем в школы 

Боровляны, средняя школа №2 ищет учителей математики — открыто сразу две вакансии, по ставке на каждую. Соискателем предлагают зарплату от 554 до 815 рублей. KYKY стало интересно, почему диапазон такой. В школе сразу  предложили взять всю нагрузку и закрыть обе ставки. «У нас много часов открыто, могу дать хоть 40 часов (но официально максимальная нагрузка — 36 часов, прим. KYKY). Зарплату выведем из количества занятий, вашей категории и стажа», — говорит директорка.

Назвать примерную сумму по телефону она отказывается: в школе прямо сейчас идет тарификация — процесс расчета зарплат. Если взять на себя обе ставки, то с нашей легендой зарплата будет минимум 714 рублей: учитель со второй квалификационной категорией получает 357 рублей за 20 часов работы. Высшая категория — уже 480 рублей.

Директорка обещает, что нагрузкой не обделит: «У нас огромная школа, поэтому без дополнительных часов вы не останетесь. Если захотите классное руководство — это плюс 200 рублей. Если не захотите, я готова пойти вам навстречу и организовать дополнительные занятия с мотивированными детьми. Нашей школе 13 лет — новая, красивая, молодой коллектив. Приходите, вам понравится». Побеседовать с глазу на глаз директорка готова в тот же день. Понимаем, неделя до 1 сентября и висят две ставки. Интересно, что в этой школе стало с прежними учителями математики.

В средней школе №3 Толочина претендуем вакансию учителя начальных классов. Зарплата на этой должности — 554–555 рублей. Как получить заветный рубль, спросили у директора — юмор не оценила. Говорит, что итоговая зарплата будет зависеть от квалификационной категории, стажа работы, премий и надбавок. Со второй категорией можно рассчитывать на зарплату до 800 рублей. Журналист KYKY договаривается о встрече «завтра» и невзначай уточняет: «У меня в 2020-м была административка, кстати. Ничего страшного?» Директор бросает трубку. Поищем другие вакансии.

Гродненская школа №19 ищет учителя математики на полную ставку, зарплата — от 554 до 600 рублей. Только услышав о возможности закрыть вакансию, директорка восклицает «замечательно» и предлагает подъехать в школу. Нужно посмотреть на потенциального коллегу, пообщаться в живую. Для мотивации предлагает нагрузку еще из 12 часов физики, 14 часов информатики, факультативы, стимулирующие занятия и классное руководство — то есть дополнительную ставку, если не больше. Зарплата, указанная в банке вакансий, — условна. Не нужно быть математиком, чтобы об этом догадаться, но в три раза ниже среднебеларуской! 

Средняя школа № 8 Могилева открыла две вакансии для учителей начальных классов с зарплатой 554 рубля. Тут ищут педагогов с первой или высшей категорией — решаем проверить, возьмут ли нашего журналиста со второй категорией, то есть менее престижной.
«Вы для себя спрашиваете?», — удивляется директорка, услышав мужской голос. «Да, вот такая у меня специальность редкая. Закончил БГПУ четыре года назад, работал в Гомельской области, теперь с женой в Могилев переезжаем. Ищу место по специальности», — рассказываем нашу легенду. «Мужчин в начальных классах у нас еще не было, а о таких молодых мы и не мечтали», — довольно смеется директорка.

Контакт установили — переходим к делу: «только зарплата смущает, всего 554 рубля». Вместо ответа меня переспрашивает о квалификационной категории. «Пока вторая. Знаю, что вы начиная с первой рассматриваете, но решил попробовать». «Ничего страшного, возьмем и со второй. Но сначала давайте пообщаемся, подходите сегодня после обеда».
Подробностей о зарплате мы не добились, но напоследок директорка уточняет, не учителем ли работает выдуманная супруга нашего журналиста — а то бы взяли на вторую вакансию в начальной школе.

Оршанская гимназия №1 искала учителя информатики на полную ставку. Зарплата — от 554 до 1000 рублей. Обсуждать подробности по телефону директорка отказывается, но встретиться лично готова в тот же день. Кстати, жена снова оказалась ценным кадром: «если она педагог, то у нас еще две вакансии есть». 
Уже через несколько часов тут убирает вакансию учителя информатики из республиканского банка. А вот варианты, предлагаемые жене нашего журналиста, остаются: гимназия ищет двух учителей, специальности не указаны. Нужен там и дворник — его потенциальная зарплата, кстати, стартует с 554 рублей, как у учителей.

В Яновичской средней школе Витебского района ищут учителя физики. Обещают зарплату от 850 до 1100 рублей. Плюс — «надбавки и премирование ежемесячно по приказу руководителя, согласно коллективному договору». Раскрывать подробности в телефонном разговоре кадровица отказывается, вместо этого назначает KYKY встречу с директором на следующий день. И уточняет детали: какая ситуация с армией, а семейное положение? Женат, негоден — идеально. Почему всех так интересует личная жизнь учителя?
«Чтобы оценить, надолго ли к нам и не сорветесь ли в Минск в какой-то момент», — отвечают серьезным тоном.
На момент написания этого текста в беларуских школах не хватало 676 учителей. За неделю удалось закрыть около 200 вакансий! До начала учебного года остается неделя. Как школы будут работать с таким дефицитом и в чем его причины, KYKY рассказывает завуч одного из учреждений образования.


«У детей две четверти не было уроков английского — некому было вести»

Во-первых, из-за низких зарплат мало кто хочет идти в педуниверситеты. Поэтому особенно тяжело с учителями математики, физики и информатики. Если у кого-то математические способности, он выберет учиться на айтишника. Во-вторых, многих уволили после выборов, некоторые поуходили из школ сами. Я лично знаю четверых человек, которым не продлили контакты. И это с учетом того, что я в сельской школе работаю и рабочих контактов у меня немного.

Например, в районном центре мою подругу попросили «на выход» — либо так, либо увольнение по статье. Еще знаю информатика, которому контракт не продлили. Он теперь сайты пишет. Другой женщине не повезло: она вела беларуский язык и после увольнения не знала, куда податься, — пошла уборщицей в чей-то дом. На государственную работу не брали, потому что теперь для трудоустройства запрашивают характеристику с прошлого места работы. А там увольнение по статье и «неблагонадежный» статус.

Шанс устроиться по специальности остается, только если контракт не продлевают. Так было у моей знакомой. До выборов она в городской школе работала, потом еле-еле нашла работу в деревне. Взяли ее просто потому, что других вариантов у школы не было. Она преподаватель английского, они в дефиците. В моей школе, например, в прошлом году у детей две четверти не было уроков английского — некому было вести. Потом нашли пенсионерку в районном центре, оплачивали ей дорогу из города к нам и обратно каждый день. Дети две темы за один урок разбирали, чтобы нагнать упущенное. 
У нас химик по образованию ведет и химию, и географию, и биологию. Бывают преподаватели, которые вообще сразу на две-три школы работают. А в деревне недалеко от моей в пятом классе математику ведут учителя начальных классов, потому что больше некому. В другой деревне молодого физика забрали в армию. Они пока сами не знают, кто будет вместо него вести уроки. Наверное, поставят замены математику и химику. А что делать?

Молодых специалистов на работу не дождешься. Нам в районном отделе образования прямым текстом говорят, что выпускников педвузов направляют только в города, чтобы закрывать дыры там. Заполучить молодого учителя в сельскую школу можно, только если ваш выпускник пойдет в пед с целевым. Тогда он после университета обязан пять лет по этому направлению отработать. За последние лет десять в моей школе целевое взяла только одна девочка. Учителем сейчас работать не престижно — не только из-за зарплаты, но и из-за отношения учеников и их родителей.

Учитель во всем всегда виноват. На школе ответственности больше, чем на родителях. Мы обязаны знать, как они доберутся домой после уроков и как проведут лето. Если с ребенком что-то случилось в неучебное время, все равно виновата школа: не нагрузила внеклассными занятиями, не замотивировала ходить на кружки, и он неприкаянный шатался по улицам.

Зарплаты тоже не мотивирует. Если берешь максимально разрешенные полторы ставки — это 36 часов, учитывая классное руководство, проверку тетрадей и прочие мелочи — будешь получать рублей 800. С учетом надбавок и премий зарплата может дойти до 1200 рублей. Это если тебя не лишат этих бонусов из-за какого-то происшествия»
Напомним, средняя зарплата учителя в стране - 1853 рубля.
 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Облегчение для Лукашенко»: кто «убил Вагнера» и что будет с ЧВК в Беларуси? Четыре версии политологов

Боль • редакция KYKY

Прямо сейчас весь мир обсуждает крушение самолета Пригожина, которое случилось вчера на территории России. Главный (возможно, риторический) вопрос: кто за этим стоит? Президент Украины уже отрапортовал: «Мы не имеем к этому отношения. Все понимают, кто имеет отношение», а в российских СМИ со скоростью ветра несутся заголовки в духе «месть Путина». KYKY узнал другие версии политологов — которые в итоге сошлись во мнении, что Лукашенко опять кинули (берите попкорн).